Леонид Собинов - первый из великих теноров

Леонид Собинов - первый из великих теноров

Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) - выдающийся русский оперный певец, солист Императорских театров с 1897 по 1917 гг., с 1913 г. - солист его Императорского величества, с 1904 по 1914 гг. - солист театра Ла Скала, в 1917 г. Л. В. Собинов - комиссар Большого театра в период Временного правительства, затем директор театра. В 1923 г. ему присвоено звание Народного артиста Республики. Выступления Л. В. Собинова были огромным событием в культурной жизни России и европейских стран, отзвук этой грандиозной славы, известности ощутим до сих пор.

 Ярославль - город, который для Л. В. Собинова значил очень много. Здесь он родился, здесь получил первые уроки любви, жизни, здесь в родном доме он прожил свои самые счастливые, самые безмятежные годы.

Родился Леонид Витальевич в мещанско-купеческой семье. Мать — купеческая дочь Екатерина Федоровна, урожденная Чистова. Отец, Виталий Васильевич, как и дед Собинова, Василий Григорьевич, занимался развозом по волжским городам мучных товаров. Собиновы были выходцами из крестьян, первоначально дед был крепостным ярославского помещика Кокошкина, затем откупился на волю. Собиновы приобрели в Ярославле на Срубной улице(ныне ул. Собинова) небольшой двухэтажный дом. В семье Виталия Васильевича и Екатерины Федоровны было пятеро детей: три старших сына и две младших дочери.

Всех Собиновых отличала любовь к пению. Екатерина Федоровна очень любила петь старинные крестьянские протяжные песни и городские романсы. Глубокие, красивые голоса были у деда и братьев Собиновых (младший из братьев, Сергей, впоследствии выступал под фамилией Собинов-Волгин). Уже в юные годы голос Леонида Собинова вызывает восхищение слушателей и признание профессионалов. 

 Петь Леонид Собинов начал еще в детстве в хоре при церкви Демидовского юридического лицея (позднее Ярославский государственный университет, в 1924 году расформирован). В 1881 году юноша поступает в Ярославскую мужскую гимназию, которую заканчивает в 1890 в числе первых учеников, с серебряной медалью. 


В 1890 году Леонид Собинов поступил в Московский университет (ныне Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова) на юридическое отделение, там же он принимал участие в университетском хоре.15 января 1891 года состоялось первое выступление молодого тенора в составе профессиональной труппы - в хоре украинских исполнителей Марьи Заньковецкой и Николая Садовского, приехавших в Москву с гастролями. Эту дату впоследствии стали считать началом сценической деятельности Леонида Собинова.В 1892 году на одном из благотворительных вечеров университетского хора в Большом зале Российского благородного собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов) Собинов познакомился с дирижером и пианистом Петром Шостаковским. Услышав исполнение Собинова, музыкант, возглавлявший в тот период Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества (с 1922 года вошло в состав Государственного института театрального искусства - ГИТИС), сразу же зачислил начинающего тенора в класс вокального педагога Александра Додонова. Его талант замечен и певца приглашают на бесплатный курс. Поскольку мечту эту лелеял довольно давно Собинов Леонид Витальевич, за дело он взялся с огромнейшим энтузиазмом и был примерным учеником. В 1893 году по результатам экзаменов Собинов был переведен сразу на третий курс училища. Продолжая учиться сразу в двух вузах, Леонид Собинов много выступал в камерной обстановке и на театральной сцене под псевдонимом Собини.


В 1896 году для завершения музыкального образования Собинов перешел в класс педагога Александры Сантагано Горчаковой.24 апреля 1897 года, вскоре после окончания музыкального училища, состоялся дебют начинающего тенора на сцене Императорского большого театра (ныне – Государственный академический Большой театр). Собинов спел партию князя Синодала в опере Антона Рубинштейна "Демон", после чего юноше предложили заключить контракт сроком на два года в качестве певца тенора на первые и вторые партии.Осенью 1899 года Собинов окончательно бросил адвокатскую практику и целиком посвятил себя музыкальной карьере.На сцену Императорского Большого театра тенор выходил 623 раза в 35 ролях. Самыми известными из них стали партии Ленского в опере Петра Чайковского "Евгений Онегин", Лоэнгрина в одноименной опере Рихарда Вагнера, Вертера в опере Жюля Массне "Вертер", Ромео в опере Шарля Гуно "Ромео и Джульетта". При подготовке ролей им были изучены горы тематической литературы. Он не просто заучивал текст, а вживался в историю, сливался с персонажем. Внимание уделялось эпохе, в которой происходило действие, политике и быту. Характер должен был быть создан максимально достоверно и естественно. Зритель должен был верить, что перед ним стоит именно тот самый персонаж. Леонид Собинов понимал психологию своих героев, их духовный мир. Когда копаешь так глубоко, игра становится куда более качественной. Он был лирическим тенором, которому в его время не было равных.В 1901 году во время гастрольной поездки в Санкт Петербург Собинов записал свою первую грампластинку для английской фирмы "Граммофон" (Gramophone Company).В 1904-1905 годах состоялись первые гастроли оперного тенора в Италии. В знаменитом миланском театре "Ла Скала" (Teatro alla Scala) он исполнял классическую итальянскую программу. Наиболее значимыми партиями этого периода стали: Эрнесто в опере Гаэтано Доницетти "Дон Паскуале", Фра-Дьяволо в одноименной опере Даниэля Обера, Альфред в опере Джузеппе Верди "Травиата".В 1907 году Леонид Собинов успешно гастролировал в театре князя Монакского в Монте-Карло. В 1908 году Собинов приехал в Испанию, где выступил в мадридском театре "Реаль" (Teatro Real).


В этом же году певец принял участие в симфонических концертах дирижера Сергея Кусивицкого в Берлине. В 1910-1911 годах Леонид Собинов совместно с Василием Шкафером попробовал себя в роли режиссера на сцене Большого театра.В 1911 году Собинов был избран директором Музыкально драматического училища Московского филармонического общества, а также Императорского русского музыкального общества (ИРМО).Собинов спокойно принял произошедшие в стране в 1917 году политические изменения и продолжил заниматься музыкальной деятельностью. При Временном правительстве он стал сначала комиссаром, а затем и первым выборным директором Большого театра.Однако уже в 1918 году во время гастрольной поездки на Украину, певец оказался отрезанным от Москвы охватившей страну Гражданской войной и работал сначала в Киеве, где в 1919 году стал председателем Музыкального комитета Всеукраинского отдела искусств, а затем в Крыму. Там в 1920 году легендарный тенор был назначен заведующим подотделом искусств Севастопольского отдела народного образования.В 1921 году Леониду Собинову удалось вернуться в Москву, после чего он вновь продолжил возглавлять Большой театр.В 1934 году певец стал художественным руководителем Оперной студии Большого театра имени Константина Станиславского (в 1941 году вошла в состав "Московского академического музыкального театра (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко").


Значение Л. В. Собинова в истории русской и мировой культуры переоценить невозможно. Он входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры, таких как Ф.И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, имена которых стали синонимами вершинных достижений русского музыкального искусства начала века. Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное искусство на небывалую высоту. Искусство Л. В. Собинова, так же как искусство Ф. И. Шаляпина и А. В. Неждановой, явило западному зрителю качественно новый подход к оперному спектаклю, как синтезу музыки, пения и театрального действия. Отсюда триумфы Л. В. Собинова на лучших сценах мира, демонстрировавшие торжество русской оперной школы.


Имя Леонида Витальевича Собинова присвоено Саратовской консерватории, Ярославскому музыкальному училищу, концертному залу Ярославской областной филармонии, улице(бывш. Срубной, где когда-то жили Собиновы), где находится его дом-музей, одному из новейших волжских теплоходов. В Ярославле памятник Собинову работы скульптора Елены Пасхиной установлен у входа в концертный зал филармонии.


Памятник Собинову в Ярославле. Скульптор Елена Пасхина

Светлана Зимина

Лицей № 86


11 января | 32 просмотра