Либкен Григорий Иванович

     На улице Свободы находится очень интересный дом. Это один из малого числа зданий в стиле модерн, расположенный в центральной части города, фасады которого по-своему уникальны.Здание трёхэтажное, симметричный главный фасад подчёркнут узким ризалитом (раскреповкой) по центральной оси, завершающийся небольшой светёлкой и аттиком с проемом в виде Омеги. В советское время  здесь располагался ОСОАВИАХИМ, а потом ДОСААФ, барельефы говорят о героических временах, а мемориальная доска о героических воспитанниках. Множество летчиков, начинавших путь в небо в этих стенах стали Героями Советского Союза. Этот интересный дом принадлежал хозяину киностудии "Волшебные грёзы" и предпринимателю: колбасному магнату Либкену Григорию Ивановичу.[1][2] Не случайно в учебниках по киноведению по сей день значится имя ярославца Григория Либкена – коммерсанта и киномана, фигуры яркой, многогранной и талантливой.[3] Будучи евреем по происхождению, Григорий Либкeн вынужден был принять крещение, чтобы покинуть предписанную тогдашним законом черту оседлости. Выбрав волжский город Ярославль своим Эльдорадо, он снискал здесь и репутацию отчаянного авантюриста, и весьма солидное состояние. Именно он создал в Ярославле первую сеть фирменных магазинов, открыв «образцовые колбасные».[4] Колбасные были открыты на самых престижных улицах города: Власьевской (Свободы), Екатерининской (Андропова), Духовской (Республиканской).[5]

По воспоминаниям людей посвященных, не обошлось без мошеннических записей в бухгалтерских книгах, однако торговать Либкен, конечно, умел. В неспокойное время стачек и забастовок он вовремя шел на уступки персоналу и одним из первых в городе сократил часы работы в праздничные дни. Что же касается покупателей, то здесь любезность и предупредительность Либкена не знали границ. Рекламные объявления в прессе заговорщически приобщали клиента к искусству чревоугодия. Трудно было не откликнуться на такие, к примеру, строчки: «В колбасном моем магазине более 1000 окороков приготовлены к празднику. Большой выбор пулярок, каплунов, всевозможные паштеты. Только что получены омары. С почтением, Г. Либкен».Успехи Либкена не просто вызывали зависть, они раздражали. Именно Григорию Либкену более всех досталось в жестоком еврейском погроме 1905 года, ставшем позорным пятном на репутации нашего города. Один за другим магазины Григория Ивановича были опустошены толпами хулиганов и черносотенцев, а затем и прибывшими для подавления беспорядков казаками, прихватившими в качестве «улик» массу окороков, колбас и икры.[6]

Однако даже столь суровым испытаниям не удалось сломить дерзкий характер Григория Либкена. Выстроенный им трехэтажный особняк на Власьевской выделялся на фоне соседних домов не только размерами, но и оригинальным фасадом. Ныне этот памятник ярославского модерна известен как здание аэроклуба, где начинала свою дорогу к звездам легендарная  Валентина Терешкова. Однако устремленным к небу этот дом казался и в начале прошлого столетия. В чудо-доме на Власьевской поместились и магазин, и престижная частная гимназия, арендовавшая помещение у колбасного короля.[7]Но главной страстью Григория Либкена был синематограф. В собственном доме на Власьевской Григорий открыл  кинотеатр «Волшебные грезы».[8] Он являлся одним  из самых первых и популярных Ярославских кинотеатров.[9]

  Григорий Либкен придумал тогда  замечательный рекламный ход  по продвижению своего бизнеса.[10][11] В своих магазинах Либкен, тем кто покупал у него колбас на 5 рублей в качестве бонуса за оптовую покупку вручал билет в свой же кинотеатр.[12] Кстати, способствуя популяризации киноискусства в Ярославле,  колбасник ввел в обиход «небывалый вид рекламы». В людных местах города прибивались блокноты с программой киносеансов и надписью: «просим оторвать один листок».[13] Ежедневная программа ярославских «электротеатров» состояла из нескольких частей, ориентируясь на самые разные категории зрителей. Днем в «Волшебных грезах» шли научные картины для юношества и комические зарисовки, предвосхитившие по духу знакомый нам «Ералаш». Вечерние сеансы для взрослых были насыщены политической хроникой и душещипательными мелодрамами. Прочтем, к примеру, воскресную афишу столетней давности: «Программа c 4 до 11 часов вечера. I отделение: «Третья государственная Дума», «Крушение поезда в Германии», «Злой рок судьбы». II отделение: «Источник юности», «Измена дьявола». III отделение: «Наказанная ревность». В антрактах играет оркестр малолетних преступников…»[14]

 Киноленты, имевшие успех у ярославского зрителя, Григорий Иванович сдавал в аренду владельцам других кинотеатров.[15]Филиалы кинопрокатной  конторы Либкена имелись в Екатеринбурге, Иркутске, Ташкенте и даже в столице.[16]Подавляющее большинство шедших в России фильмов были зарубежными, однако ярославский колбасник вознамерился исправить ситуацию в отечественном кинопроизводстве.[17][18] В 1910 году на берегу Которосли в районе Подзеленья он открыл собственную студию.Ярославская студия Григория Либкена была одной из первых кинофабрик в России.Режиссером в мастерской акционерного общества «Г.И. Либкен» долгое время работал Николай Ларин, впоследствии прославившийся в эмиграции, оператором – известный ярославский художник Петр Мосягин.[19]

 Случайно или нет, но получилось, что Григорий Либкен не снял ни одной комедии, все работы являлись исключительно драмами. Первой картиной производства Либкена стала «сенсационная драма по материалам уголовного процесса» - «Дочь купца Башкирова» (она же «Драма на Волге», «Дочь купца»).[20] Молодую красавицу отец-самодур намеревается выдать замуж за старика. Однако у нее уже есть возлюбленный, которого она во время одного из тайных свиданий прячет от отца под периной. Все было бы невероятно смешно, если бы не было так грустно - молодой человек под периной задыхается. Спрятать труп девушке помогает дворник. Однако, как потом выясняется, далеко не безвозмездно: он заставляет ее совершать одно преступление за другим, а кроме того, вынуждает стать своей любовницей. После очередной отвратительнейшей сцены в трактире чаша терпения несчастной переполняется. Она поджигает трактир. В огне в страшных муках сгорает злодей-дворник, а заодно и все остальные свидетели ее позора. Картина имела огромный успех  в России и не только. «Драма на Волге» «поставлена на редкость блестяще, удачны и красивы виды Волги, на фоне которых разыгрывается драма» - отмечал Вестник кинематографии в 1913 году.[21]

Вдохновленный первым успехом, новоявленный продюсер выпускает оду картину за другой. В самом начале  своего кинотворчества  Григорий Иванович создаёт фильм "Стенька Рязина". Грандиозность постановки оценивалась  однозначно как "не бывалая в России ". В 1941 году  журнал "Сине-фоно" писал: "Демонстрирующая  в настоящее  время в лучших театрах Москвы  картина  "Стенька Рязина" отличается стильностью и правдивостью  в передаче эпохи. Народный герой  Стенька Рязин  передан в ленте во всей полноте... Успех, который она имеет в театрах, вполне ею заслужен". [22]

  В Личности Григория Либкена в первую очередь поражает удачное  сочетание любви  к искусству и любви к деньгам.Замечательна в этом смысле  кинокартина «Дети купца Волжина» (первоначальное название – «Петра Смирнова сыновья»)

«Неправдою тяжкою и горем людским, рассеивая пьяный яд по всей Руси, нажил пивовар Петр Волжин свое богатство. И, словно в наказание отцу, кара пала на детей», - писал об этой истории в 1915 году журнал «Сине-фоно». Съёмки этого фильма, по сути боевика, проходили в строжайшей тайне. Узнав каким-то образом о скандале  в семье  водочного магната, Либкен решил подзаработать. Представители Смирнова были приглашены на кинофабрику в качестве первых зрителей картины «Петра Смирнова сыновья». Просмотр фильма поверг их в шок. Выход ленты в прокат грозил стать грандиозным скандалом. Водочному барону предложили  откупиться от позора. Что он был вынужден и сделать. В результате беспринципный киношник "срубил" на этом  фильме  нехилую денежку: кроме "отступных" в размере 18 тысяч за сохранение тайны  семейства Либкен умудрился  нажиться на прокате. Переименованную в "Дети купца Волжина" картину крутили по всей России.[23]

Были на съемках у Либкена и казусные ситуации. Так, работа над картиной «Ледяной дом», или «Дом на Волынской», длилась два года. Специально для этого в 1914 году в Ярославле был выстроен ледяной дворец. Однако с доставкой костюмов из Москвы случилась досадная задержка, и весной сказочный дворец растаял. Но упорный Либкен не оставляет своих планов. В 1915 году он заново отстроил ледяной дворец, и на этот раз съемки состоялись.[24]


Список литературы.

Монографии:

1.   Александрова М., Ваганова И. Ярославский календарь: праздники, традиции, история, достопримечательности, гастрономия, выдающиеся люди. Ярославль: Академия 76, 2010. 232 с. : илл.

2.  Смарагдова М. Прогулки по городу. Ярославль: Ярослав Мудрый, 2010. 112 с. : илл.

3.  Нянковский М.А. В Ярославле снимается кино. Ярославль: Академия 76,  2010. 112 с. : илл.

Публикация в периодическом повторяющемся издании:

1.  Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской  //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

2.  Шумикова А. Киномеханика//Элитный квартал, март  2007. С. 59.

3.  Шубкина Т. Великий немой против водочного короля//Юность, 2002, №8. С. 1.

Электронная публикация:

1.  http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/yaroslavskoe-kino-istoriya-odnoj-kinofabriki/



[1] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[2]Смарагдова М. Прогулки по городу. Ярославль: Ярослав Мудрый, 2010. 112 с. : илл.

[3] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[4]Александрова М., Ваганова И. Ярославский календарь: праздники, традиции, история, достопримечательности, гастрономия, выдающиеся люди. Ярославль: Академия 76, 2010. 232 с. : илл.

[5]Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[6] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[7] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[8]Александрова М., Ваганова И. Ярославский календарь: праздники, традиции, история, достопримечательности, гастрономия, выдающиеся люди. Ярославль: Академия 76, 2010. 232 с. : илл.

[9]Мария Александровна. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[10] Там же.

[11]Александрова М., Ваганова И. Ярославский календарь: праздники, традиции, история, достопримечательности, гастрономия, выдающиеся люди. Ярославль: Академия 76, 2010. 232 с. : илл.

[12]http://www.yarmp.yar.ru/vystavki/virtual-ny-e-vy-stavki/yaroslavskoe-kino-istoriya-odnoj-kinofabriki/

[13] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[14] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[15] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[16]Александрова М., Ваганова И. Ярославский календарь: праздники, традиции, история, достопримечательности, гастрономия, выдающиеся люди. Ярославль: Академия 76, 2010. 232 с. : илл.

[17] Там же.

[18] Александровна М. Волшебные грёзы на Власьевской //Городские новости, 2009, №102-103. С. 1.

[19] Там же.

[20]Шубкина Т. Великий немой против водочного короля//Юность, 2002, №8. С. 1.

[21] Там же.

[22]Шубкина Т. Великий немой против водочного короля//Юность, 2002, №8. С. 1.

[23]  Там же.

[24]Шубкина Т. Великий немой против водочного короля//Юность, 2002, №8. С. 1.


Работу выполнила:

Мовсисян Лариса Петросовна, МОУ «Средняя школа №76»

23 февраля | 15 просмотров