Лидия Павловна Белозерова (Русинова)

Лидия Павловна Белозерова (Русинова)

Лида –шофер
Лидия Павловна Белозерова (Русинова) (1923-2016)

Лида родилась в совхозе Павловское Норского района Ярославской губернии в зимние морозы 8 января 1923 г. Вскоре родители переехали в Михайловское Норской волости. В 1940 г. окончила Норскую школу. Вскоре началась война. Ушли на фронт ее пять братьев. 

В ноябрьский день 1941 г. председатель совхоза А.И. Москалев принес повестку и Лиде. Больше месяца в тридцатиградусный мороз девчата рыли укрепления и окопы за Волгой под Диево - Гордищем. Жили в палатках, инструмента не хватало. Вскоре валенки развалились, от рукавиц остались одни лохмотья; обморозили руки и ноги. И не выдержали труженицы, вшестером ушли из лагеря. Было это под самый Новый год. Волгу у Ярославля перешла по льду. До Норского довезли Лиду солдаты, квартировавшие в селе, а там, по лесу, пять километров пешком. Плакала мать горькими слезами, скрипел зубами отец, опасаясь за судьбу единственной дочери. В январе Лиде исполнилось девятнадцать, а вскоре на пороге появился председатель, приказав суровым голосом: «Не хочешь в тюрьму, поедешь на шофера учиться».
Мужчины на фронте, техника простаивала, и Лиду послали на водительские курсы в Ростов. Таких как она, с области согнали человек четыреста. Девушки жили в общежитии. На учебном грузовичке за все три месяца учебы каждой удалось проехать лишь по два раза, немудрено, что на экзамене многие не смогли вспомнить, как масленка называется.
Первой ее машиной была легковой автомобиль ГАЗ-А. Стала Лида возить председателя, потихоньку осваивая сельские дороги. Поначалу даже фары не могла включить. Поехали как-то по делам, стемнело, а фары-то не горят. По дороге наткнулись на камень, машина заглохла, так и просидели до утра. Летом 1942-го Русиновой отдали грузовик ГАЗ-2А, «полуторку», как его называли, и поручили ответственное задание.
На территории дома отдыха Красный холм, в бывшей усадьбе купца Н. П. Пастухова в 1942 г. кроме школы разведчиков-радистов формировался партизанский отряд «Ярославич». Командиром назначен старший лейтенант госбезопасности Б. Л. Соколов. У нас в семье хранилась его фотография. В августе отряд вернулся с рейда. К пристани причаливали баржи с ранеными партизанами. Перевозить их от берега к корпусам и было Лидиным заданием. За рулем второй машины сидел пожилой прибалтиец.
Первая поездка. Грузовик с ранеными на борту тихонько поднимался вверх, уже остался позади сторожевой пост, дорога резко поворачивает вправо. Но Холм, он и есть холм. Почти на самом верху мотор вдруг заглох и машина, набирая скорость, покатилась вниз. Лида успела нажать на тормоза, но машина продолжала движение. Что творилось в кузове! Кто матерился, кто кричал: «На войне не убили, так здесь дура - девка угробит!»
Каким чудом удалось остановиться, не помнила. Машина стояла у самого берега, а она продолжала сидеть, намертво вцепившись руками в руль. Подошел второй водитель, отодвинул Лиду на пассажирское кресло, довел автомобиль до верха, там и сама до корпуса дотянула. Вечером отдохнувшие легкораненые пришли к ней в гараж с извинениями, и все лето шутливо ухаживали, подкармливали немудреными сладостями, помогали с машиной.
В октябре Русинову с отборными совхозными продуктами командировали в Москву. Выехали ночью с председателем и девчонкой-грузчицей, к обеду подъехали к столице. С трудом загнала машину в какой-то дворик, и пока председатель узнавал, куда отгружать продукты, измученная Лида заснула. Проснувшись от его голоса, спросонья нажала на газ и грузовик врезался в военную машину. Но, увидев кто за рулем, солдаты ее не ругали, а помогли выехать из двора.
Лида была единственной кормилицей семьи, наматывала версты и по совхозным дорогам, и по московским. А была она худющей, как только справлялась с непослушным автомобилем. Три месяца гоняла машину в Москву, и так лихо научилась водить, что председатель перед всеми хвастался своим шофером.
Как-то лютым морозным вечером машина на дороге заглохла. С напарником, чтобы не замерзнуть, всю ночь жгли солярку, а как рассвело, посмотрели друг на друга и расхохотались –в кабине сидели два «негра». И в следующие военные годы на два, на три месяца отправляли Лидию в распоряжение Министерства сельского хозяйства работать.
День Победы Лида встретила в Москве. На парад 24 июня в Министерстве им с напарницей выдали пропуска. Но опоздав, близко подойти смогли только к улочке, на которую выходили участники. Ей, с детства любившей лошадей, особенно запомнились стройные ряды полковых коней: вычищенные, выстроенные по окрасу - белые, черные, каурые, в белых чулочках, они стройными рядами шли друг за другом. Лил проливной дождь, но люди не уходили. Вечером был салют, и Лида вместе со всеми смеялась и плакала.
Лиду наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а за медаль «За Победу над Германией» только расписалась, исчезла она куда-то, неврученная. В 1946 г. председатель приказал передать Лидину машину вернувшемуся из плена Николаю. Со слезами на глазах расставалась со своей «голубушкой» и еще долго издали узнавала по звуку мотора.
В 1953 году вышла замуж в п. Норское г. Ярославля. Воспитали с мужем Виталием Александровичем двоих детей. Лидия Павловна Белозерова на протяжении 30 лет была уличкомом своей улицы Краснохолмской. Она же создала в Норском Совет ветеранов и около 20-ти лет его возглавляла. Многие приходили к ней с горем и радостью, многим она сумела помочь. Не стало нашей любимой тети 17 сентября 2016 г. 


Русинова Наталья Александровна.

Проект «Не предать забвению». Средняя школа № 17.
Выпускники Норской школы


24 мая | 21 просмотр