Амет-Хан Султан

Амет-Хан Султан

Город Ярославль с 12 октября 1941 года находился в пределах тыловых границ Северо-Западного фронта. В 1941 — 1943 гг. Ярославль подвергался налетам вражеской авиации. Наиболее частыми они были во время битвы за Москву. В Ярославле была введена обязательная светомаскировка, подготовлены бомбоубежища. Первый авиационный налет на Ярославль произошел 6 ноября 1941 г. – 13 бомбардировщиков сбросили 97 фугасных бомб. Было разрушено 11 жилых домов, убито 49 человек.

За 1941–1943 гг. 202 вражеских самолёта совершили 24 налёта на город, сбросив около трех тысяч авиабомб. От бомбежек погибли более трехсот человек, были разрушены жилые дома и производственные цеха.

Что же притягивало вражескую авиацию в Ярославле?

Под постоянным прицелом фашистской авиации находилась железная дорога. Только за октябрь 1941 г. на неё было совершенно 110 групповых и одиночных налётов.

Стратегически важным объектом являлся железнодорожный мост через Волгу в Ярославле, за которым фашистские «стервятники» вели настоящую «охоту». На случай его разрушения был готов понтонный деревянный мост-дублёр. В конце осени 1941 г. по личному приказу И.В. Сталина сюда были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны. Всего силами ПВО и авиации над территорией области было сбито 27 самолётов противника. И мост через Волгу, как важнейшая коммуникация, связывающая Москву с северо-западными и восточными районами страны, удалось сохранить, и он работал с полной нагрузкой на нужды фронта.


Ярославль сыграл большую роль в снабжении танковых, артиллерийских заводов, предприятий по производству вооружений и боеприпасов, электростанций, угольной, нефтяной и химической промышленности. В годы Великой Отечественной войны из Ярославля на фронт поставлялось 120 видов военной продукции. Ярославский автозавод выпускал корпуса снарядов, узлы и детали для танков, пистолеты-пулемёты Шпагина (ППШ), а позднее и артиллерийские тягачи. На Ярославском шинном заводе было сосредоточено 70% выпуска шин для авиации, артиллерии и автомобилей страны. Кроме обычной своей продукции, он изготавливал катки и амортизаторы для танков, шины для броневиков, аэрошины к боевым самолётам, спецрезины для бензобаков. Ярославский тормозной завод производил снаряды, зажигательные авиабомбы, корпуса гранат, взрыватели для мин. Ярославский электромашиностроительный завод выпускал снаряды, узлы для реактивной артиллерии, стартёры и генераторы постоянного тока для танков. Ярославский судостроительный завод снабжал кораблями Волжскую военную флотилию: изготавливал бензозаправщики для гидроавиации и речных тральщиков, минные плоты, оснащённые «Катюшами» буксирные и быстроходные дивизионные катера «Я-5», катера «МО-4». Фабрика «Пролетарская свобода» выпускала мины, завод «Красный маяк» и Ярославский паровозоремонтный завод – артиллерийские снаряды и зажигательные авиабомбы, Ярославский подошвенный завод – аэростаты заграждения и наблюдения, противогазы и прокладки для танков и т.д. Ярославская железная дорога за годы войны погрузила, разгрузила, обработала и пропустила транзитом более 6 млн. вагонов. Ярославские речники отправили до 1,2 тыс. военных транспортов и боевых катеров.

Основной удар пришёлся на Ярославский шинный и Ярославский автомобильный заводы. Так, в результате атаки в ночь с 9 на 10 июня 1943 г. шинный завод был выведен из строя на 3 месяца. Всего в ходе этого массированного налета на Ярославль было сброшено 1,5 тыс. авиационных бомб общим весом 190 тонн. В новом налете в ночь с 20 на 21 июня 1943 г. приняло участие 88 самолетов противника, и только на Ярославский шинный завод было сброшено 130 тонн бомб. Было разрушено пять цехов завода синтетического каучука, четыре цеха асбестового завода и три цеха регенераторного завода, жилые дома. За два июньских налета на город был убито 300 человек, более 600 жителей ранено, а разрушения коснулись всех районов Ярославля.

Подросток на Моторном заводе в годы войны

Подросток на Моторном заводе в годы войны

Понятно, что войска ПВО Ярославля делали важное дело.

Благодаря их работе бесперебойно действовала железная дорога и грузы, приходившие северным путем по ленд-лизу, поступали в центр страны. Кроме того, путь через Ярославль и Рыбинск был самым коротким путем к «дороге жизни» - единственной связи с осажденным Ленинградом.

Благодаря работе ПВО Ярославский Шинный завод мог обеспечивать шинами автотранспорт и авиацию.

Правда, летчики, служившие в войсках ПВО, редко чувствовали значимость своей работы. По сравнению с истребителями фронтовой авиации, каждый день встречавшимися с врагом лицом к лицу, летчики ПВО считали себя тыловиками. Постоянно поднимаясь на боевые дежурства, они, как правило, имели очень скромные личные счета сбитых самолетов.

Возможно поэтому, когда летчик наконец сталкивался с противником, он стремился выполнить боевую задачу любой ценой. Даже если ради этого приходилось идти на таран...

В октябре 1941 года младший лейтенант Амет-Хан Султан был назначен командиром звена своего полка. К тому времени он произвёл 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени.

В характеристике на 21-летнего лётчика, составленной в те дни, командиры отмечали: "Тов. Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках".

В конце декабря 1941 года лейтенант Амет-Хан Султан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму ( Ивановская область ) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.

Харрикейн в ВВС РККА

Харрикейн в ВВС РККА

31 мая 1941 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет-Хан встретил немецкий бомбардировщик Ju-88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет-Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - кончился боезапас. Стрелять было нечем...

На борту "Юнкерса", видно, поняли это: самолёт теперь даже не маневрировал, а на большой скорости просто уходил к линии фронта. Решение летчик принял в то же мгновение, когда внезапно оборвалась пулемётная трасса. "Боезапас кончился", - обожгла мысль. И тут же другая: "Таранить !" Эта мысль теперь овладела всем его существом. Он был озабочен только одним: как можно быстрее сократить расстояние, отделявшее его от вражеского самолёта. Сблизившись с "Юнкерсом", Амет-Хан повёл истребитель в атаку. Немецкий стрелок пытался отразить удар - хлестнул огневым смерчем. Но краснозвёздный самолёт неудержимо мчался вперёд. Казалось, ещё секунда - и он снарядом врежется в машину врага. Немецкий пилот упредил: скольжением отпрянул в сторону.

Истребитель пронёсся близ "Юнкерса" и, блеснув молнией, почти отвесно ринулся вниз. А в следующий миг его правое крыло, точно меч, рассекло плоскость бомбардировщика. Раздался скрежет металла, и в небе тотчас потянулся дымный след от моторов "Юнкерса". Амет-Хан выбросился из неуправляемого самолёта с парашютом.

...Жители поволжской деревни Дымокурцы поначалу приняли спустившего с неба смуглого черноглазого Амет-Хана за чужака и наставили вилы... Пришлось лётчику, отвернув борт кожаного реглана, показать орден Красной Звезды, чтобы развеять последние сомнения. Подбежавшие сельские мальчишки доложили, что "фриц упал вон там, а крыло от него - вот здесь, близко". Попросив ребят собрать парашют, лётчик устало провёл ладонью по щеке. На руке остались следы крови. Его проводили в село, обмыли раны, перевязали чистой холстиной. Через полчаса он сидел за уставленным деревенскими яствами столом: квашеная капуста, грибы, солёные огурцы, чугунок дымящейся картошки.


Подлечившись в госпитале, Амет-Хан вернулся в полк. Здесь его приняли в партию. А вскоре пришла радостная весть: за подвиг в воздушной схватке 20-летний лётчик удостоен ордена Ленина. Боевые друзья от души поздравили с высокой наградой. Потом вместе отправились в город. И тут Амет-Хан вторично встретился с тем "Юнкерсом". Но вражеский самолёт с обрубленным крылом был уже мёртв. Его притащили на центральную площадь. Через несколько дней после таранного победного боя, городской комитет обороны вручил победителю именные часы с надписью: "Лейтенанту Красной Армии Амет-Хан Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолёт..."

31 мая 1942 года в небе над Ярославлем Амет-Хан Султан таранным ударом сбил фашистский бомбардировщик Ю-88, за что ГКО Ярославля наградил героя именными серебряными часами…

Амет-Хан Султан награждён орденами: Ленина ( трижды ), Красного Знамени (пять ), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак почёта", медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска - в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. В Ярославле в 2010 году установлен памятник героя.

Шевчук Михаил

Лицей № 86

19 января 2014 | 195 просмотров