Судьба выпускника ярославского аэроклуба – В. Г. Колобова

Профессия - летчик

Мой прадедушка, Колобов Виктор Григорьевич, родился 17 апреля 1923 года в Ярославле.

В 1938 году он закончил 7 классов средней школы и пошёл в училище при заводе «Пролетарская Свобода», где получил профессию токаря.

В то время многие ребята мечтали стать лётчиками, мечтали о покорении неба, поэтому в 1939 году прадед поступил учиться в Ярославский аэроклуб и окончил обучение в 1940 году, получив специальность пилот самолёта У-2.

Тяга к профессии была так сильна, что Виктор Григорьевич, по воспоминаниям родных, приписал себе в документах год, чтобы пойти учится. Мечтал он о полётах в небе с самого детства. В 1939 году ему только исполнилось 16 лет. Попасть в таком возрасте в аэроклуб было невозможно, но мечта сбылась. Юноша стал лётчиком.

Время летать

Ярославский аэроклуб был создан по решению областного совета Осовиахима 18 августа 1933 года. Создание аэроклуба – дань времени. 30-е годы XX столетия было временем бурного развития отечественной авиации. IX съезд ВЛКСМ, состоявшийся 25 января 1931 года, взял шефство над авиацией, бросив клич: «Комсомолец – на самолёт!». Необходимо было подготовить 150 тысяч лётчиков. Осоавиахим в крупных промышленных центрах страны развернул широкую сеть аэроклубов. В 1932 году Ивановский областной Осоавиахим принял решение об открытии в Ярославле аэроклуба, в это время Ярославль входил в Ивановскую промышленную область.

Ярославский аэроклуб находился на улице Свободы, дом 9, а тренировки походили в посёлке Карачиха, где был аэродром.

Клуб готовил пилотов, парашютистов, планеристов и воспитал много замечательных лётчиков.

В 1935 году состоялся первый выпуск курсантов – молодых рабочих г. Ярославля, которые получили высокое звание пилотом.

3 сентября 1936 года аэроклуб посетил знаменитый лётчик-испытатель В.П. Чкалов, который разработал ряд новых фигур высшего пилотажа (восходящий штопор и замедленную «бочку!»), испытал свыше 70 типов самолётов, составляющих основу советской авиации того времени. Он совершил беспересадочный перелёт через Северный Ледовитый океан из Москвы в Петропавловск-Камчатский, а также перелёт из Москвы до Ванкувера (США) через Северный полюс.

26 июля 1942 года Ярославский аэроклуб по решению Государственного Комитета обороны был закрыт, так как все силы и средства направлялись на фронт, а лётно-технический состав влился в полк ночных бомбардировщиков ПО-2 и принимал участие в боевых действиях.

В годы Великой Отечественной войны воспитанники аэроклуба с честью защищали нашу Родину. Пятнадцать аэроклубовцев удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза. Многих из них мой прадедушка знал, вместе с ними обучался лётному делу, проводил долгие тренировки и учебные полёты.

Наше дело – Родину защищать

В апреле 1940 года, решив продолжить обучение лётному делу, прадед в возрасте 17-ти лет поступает в Балашовскую военную авиашколу, которую заканчивает в июле 1941 года в самом начале Великой Отечественной войны.

По окончании Балашовской авиашколы он был направлен в г. Бугуруслан в Школу первоначального обучения на должность авиаинструктора. Там он передавал свой опыт и знания молодым пилотам.

В ноябре 1941 года школа в Бугуруслане была расформирована и прадед отправляется на фронт, участвует в боевых действиях против немецких захватчиков пилотом-бомбардировщиком на самолёте ПО-2 в составе 649 ближне-бомбардировочного авиаполка 6-ой Воздушной Армии. Стоит сказать несколько слов о бомбардировщике ПО-2, что это была за машина – фанерный корпус, обшитый тканью, низкая скорость, соответственно очень уязвима, и вспыхивала, сгорая за считанные минуты…

В июне 1942 года прадед, уже имея опыт участия в боевых действиях, становится командиром звена.

С апреля 1942 года по май 1944 года участвовал в боях на Северо-западном фронте в составе 6-ой Воздушной Армии, Брянском фронте в составе 3-ей Воздушной Армии, первом и втором Прибалтийском фронтах в составе 15-ой Воздушной Армии.

Совершил 473 ночных и 46 дневных боевых вылета на бомбардировку вражеских объектов и в разведку с целью фотосъёмки. В то время звание Героя Советского Союза получали лётчики, отработавшие 500 и 50 таких вылетов, так что я уверен, что мой прадед настоящий Герой.

Я считаю, что мой прадедушка был очень везучим, ведь сделав столько вылетов, ранен он разу не был. Но однажды был всё же сбит…

Вот что он рассказывал моему дедушке, а тот мне:

Однажды, самолёт прадеда был замечен, его обстреляли, обшивка загорелась, управление было потеряно… Самолёт начал падать. Прадед с товарищем, прыгнув с парашютом из горящего самолёта, приземлились в тылу врага, на оккупированной территории. Спрятались под мостом, по которому проходила фашистская мотоколонна. Из оружия при себе у них был только один пистолет, который держали наготове. Говорил – сердце стучало так, что казалось, вся округа слышит. К счастью, все обошлось, через несколько дней товарищи вышли к линии фронта, к своим.

Вот ещё один рассказ прадеда: однажды на базу, где стояли наши замаскированные самолёты, упала неразорвавшаяся немецкая авиабомба. Упала она рядом с машиной, на которой летал прадед. Так вот, он, в одиночку, сумел оттащить эту бомбу метров на 35-40. Потом, спустя время, сколько не пытался он хотя бы с места сдвинуть такой вес – не мог….. А тогда нужно было спасать самолёт!!!

За боевые заслуги прадед был награждён орденами «Красное Знамя» и «Красная Звезда», медалью «За победу над Германией».

Всю войну прошёл мой прадед, отправился на фронт совсем мальчишкой, чуть старше меня…

Жаль, что я не встретился с ним, так много хотелось бы его расспросить о той войне, о лётчиках, о самолётах, о подвигах и героях…

Я буду помнить своего прадеда-Героя всегда, и расскажу о нем своим детям и внукам, они должны знать про его жизнь и про его подвиг.

Трофимов Егор

МОУ Лицей № 86

6 мая | 8 просмотров