Ярославский иконописец Николай Мухин

Народный художник РФ, основатель школы «Ярославская икона», член Союза художников РФ, академик, член президиума Российской академии художеств, член президиума Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Родился Николай Мухин 13 июня 1955 года в Костроме, в семье рабочих. Момент, с которого Николай Александрович начал рисовать, остался в сумерках, предшествующих включению фонарика детской памяти. Сколько он себя помнит, ему всегда дарили альбомы, карандаши, кисточки и краски, из чего делаем вывод, что интерес к творчеству проснулся в нем очень рано. А вот самостоятельно совершенное в один прекрасный день чудесное открытие — появление нового цвета в результате смешения двух других— было впечатлением настолько ярким, что не могло не сохраниться в памяти.

До переезда в Ярославль в 1970 году Н.А. Мухин успевает позаниматься в кружке ИЗО при Костромском Дворце пионеров и окончить художественную школу. С 1970-го он изучал основы живописной теории и практики в Ярославском художественном училище, которое успешно окончил в 1974 году. После добросовестной службы в армии (1974—1976) уже много лет Ярославль является для Николая Александровича любимым «портом приписки». Тогда, в 1970-х, он создал здесь семью (Елена Федоровна — коллега и бывшая одногруппница по ЯХУ), в 1977 году стал отцом дочери, а в 1995-м — сына. В 2000—2005 годах Н.А. Мухин — студент МГАХИ им. В.И. Сурикова, диплом защищен в 2008 году.

Жестким требованиям к кандидатам на вступление в Союз художников СССР Н.А. Мухин сегодня благодарен: тогда это действительно был отбор самых достойных, и стремление оказаться в их числе мобилизовало и настраивало на серьезный труд. Выдвигавшиеся условия (перед подачей заявления необходимо участвовать в 3 крупных выставках) молодым художником были благополучно соблюдены, и в 1985 году Николай Александрович стал членом Союза художников СССР.

Не будем забывать — в апогее советской эпохи интерес к иконописи, а тем более сознательная целенаправленная работа в этой области для художника означала, как минимум, официальную опалу через исключение из творческих союзов и крест на «светской» карьере. Николая Александровича это не остановило — проблемы выбора между «кесаревым» и «божьим» для него не существовало. Он стал кропотливо исследовать историю православия на Ярославской земле, опыт и приемы великих ярославских иконописцев прошлого, пытаться копировать их работы, пробовать создавать что-то своё. С годами усердие и неослабевающий интерес к избранной тематике стали приносить плоды; иконописные работы и созданные в той же манере живописные произведения Н.А. Мухина были признаны и заслужили высокую оценку. Он получает один заказ на роспись храма, второй, третий…

По инициативе Николая Александровича в 1992 году была создана школа «Ярославская икона». Названием эта организация обязана знаменитой школе ярославской стенописи и иконописи XVII века. Основная цель школы, как ее сформулировал сам Николай Мухин, — восстановление артели (в традициях предшественников XVII века), которая могла бы создавать настенную храмовую живопись.

Нельзя не сказать отдельно о работе над росписью храма Христа Спасителя в Москве. В 1996 году «Ярославская икона» как организация, имеющая опыт росписи православных церквей, получила предложение принять участие в общенациональном конкурсе на роспись главного храма страны. За полтора месяца Николай Александрович написал по фотографии конкурсную картину с фрагментом уничтоженных фресок храма, которая и была признана лучшей. На правах победителя Мухиным для росписи был выбран сюжет Рождества Христова для главной заалтарной композиции «Дева днесь Пресущественного рождает…», в XIX веке созданной В.В. Верещагиным.

Сегодня обученная художником артель уникальна: художники Школы принимают участие во всех проектах, возглавляемых Мухиным.

Вот только некоторые работы иконописцев:
· Воссоздание росписей Храма Христа Спасителя. Москва
· Росписи храма св. Григория Нисского, г. Колумбус, штат Огайо, США
·Росписи церкви Покрова Богородицы в «Русской деревне» (префектура Ниигата, Япония)
· Роспись плафона русской православной часовни в президентском дворце Сант-Антон, город Ла Валетта, Мальта
· Росписи закомар и портала западной стены (1992 год) и алтаря (июнь-июль 1997 года) Свято-Введенского собора Толгского монастыря, 2001-2002 гг. — живописное убранство Крестовоздвиженской церкви Толгского монастыря, Ярославль.

Ойцева Анна, Руднева Анфиса

Лицей № 86

26.04.2014 | 608 просмотр