Ярославская масленица

В наше время смена года происходит зимой, и в ночь с 31 декабря на 1 января мы встречаем новый год. В старину не менее важным считался рубеж между зимой и весной. И это неудивительно, ведь предки наши были земледельцами, и именно начало весны означало для них начало нового земледельческого цикла. Поэтому Масленицу отмечали не менее весело, чем Святки. Этим объясняется также и то, что основу масленичных гуляний составляли обряды, призванные повысить плодородие.

На Масленицу всё веселье проходило не в избе, а на улице. Любимое месленичное развлечение — катание с гор. Катались удалые мальчишки, кто на санках, кто на перевернутых скамейках, а кто — на старых прялках. С середины масленичной недели начинались катания в санях. Для этого выводились лучшие тройки, сбрую украшали лентами, бубенцами. В катаниях на санях непременно участвовали молодожены, обвенчавшиеся совсем недавно. Катание, качание — это не только развлечение, но и часть древнего обряда, призванного увеличить плодородие. А поскольку всеобщие надежды на плодородие лежали теперь на них, то молодых величали, заставляли целоваться, валяли в снегу, катали в санях.

«Масленица — говорили ярославские крестьяне, — устроена издревле для всех молодых, только что в мясоед обвенчанных. Потом вместе с молодыми стали праздновать масленицу и все остальные». Чествование молодых на Масляной неделе называлось «столбы». По обеим сторонам улицы стояли «новожены», а народ ими любовался. На этих смотринах оценивали и красоту невесты, и наряды молодых.

Конечно же, всю масляную неделю хозяйки пекли блины. В понедельник блины начинали печь для встречи Масленицы, а затем пекли всю неделю. Блинами угощали гостей, кормили нищих, потчивали предков, оставляя им блины на столе или на подоконнике, или поместив на слуховое окно. Блины, главное обрядовое кушанье символизировало солнце: такое же круглое и горячее.

Празднование Масленицы было делом весьма затратным, особенно для небогатой крестьянской семьи. Приведем для примера масленичные приготовления зажиточной ярославской крестьянской семьи Афиногеновых: 1 пуд муки белой 1-го сорта — 2 р. 30 коп., полфунта муки 2-го сорта — 90 коп., муки гречневой 5 фунтов — 40 коп., севрюги соленой 5 фунтов — 90 коп., сомовины солёной 6 ½ фунтов — 91 коп., судак свежий 6 фунтов — 90 коп., навага 5 фунтов — 40 коп., изюма 1 фунт — 12 коп., водки четверть — 1 руб. 50 коп., а всего — 8 руб. 33 коп.

С четверга масленичные гулянья усиливались. Пели песни, колядки, провожали надоевшую зиму. В масленичных процессиях участвовали ряженые, сооружали соломенную куклу Масленицы. В одной из местностей Ярославской губернии проводы проходили так: «в большие сани запрягали несколько лошадей, на каждую садился верховой, выпачканный сажей, в разоравнной одежде с самодельным кнутом или метлой в руках. Всюду на упряжь и даже на шею себе участники процессии навешивали себе как можно больше погремушек и колокольчиков. Повозка вся увешивалась вениками, а в нее сажался пьяный с выпачканным лицом, в разорванном рубище. Иногда пьяный переряживался в женские лохмотья. Подле пьяного, изображавшего масленицу, бочонок с пивом, напротив — раскрытый сундук с пирогами, оладьями, пряженцами, рыбой и яйцами, с другой стороны — штоф вина, а в руки ему давали большую чарку с вином. В таком виде поезд ездил из деревни в деревню. Это означало, что масленица едет домой».

В воскресенье устраивались проводы масленицы. Общераспространенным для Ярославской губернии был обычай, в соответствии с которым зятья в прощеное воскресенье приезжали к своим тёщам на заговенье. Молодые зятья, женившиеся совсем недавно приезжали в дом жены еще во вторник и гостили до вторника первой недели Великого поста. Тёща изо всех сил старалась угоостить зятя и угодить ему, чтоб он не «куражился», то есть не капризничал и не бил свою молодую жену. «Очень нередко случается, что тёщи, не оказавшие предпочтенья перед другими гостями своему зятю, вызывают гнев последнего, который, прибивши жену, а затем и посуду в доме тёщи, уезжает домой до окончания масленицы. Такого зятя называют «куражным».

В Ярославской губернии был обычай сжигать масленицу. Вот как описывал это современник в конце XIX века: «Молодежь собирает по домам хворост, щепки, солому, дрова, худые кадки и т. п. и всё это складывают в одну кучу. Вечером в прощёное воскресенье эта куча выносится в поле за деревню и там зажигается. Нередко для большего эффекта солома и хворост с помощью устроенного бревенчатого рычага поднимается кверху в зажженном виде, образуя сильное зарево. После этого молодежь расходится по домам. Значение сжигаемой масленицы объясняется тем, что костер служит якобы знамением весеннего солнца, лучи которого растапливают снежные покровы».

Масленица — языческий праздник. Однако с принятием христианского календаря дата масленицы стала определяться «обратным отсчётом» от Пасхи. Разгул «широкой Масленицы» был переосмыслен как последнее удовольствие накануне Великого Поста. Вечером Прощеного воскресенья, после проводов масленицы, гулянья прекращались, оставалось испросить друг у друга прощения за все обиды, чтобы встретить Великий пост с чистой душой. В конце XIX века этот обычай был распространен повсеместно и описывался так: «Прощаться всегда приходят младшие к старшим, прощаются почти всегда только родственники или же близкие знакомые. Придя к старшему, младший кланяется иногда в ноги, иногда же довольствуется простым поясным поклоном, причем говорит: «Прости меня Христа ради».

В ХХ веке именно Масленица в России осталась наиболее популярным традиционным праздником. Наверное, потому что, во-первых, была языческим праздником, а не христианским, и не подвергалась запретам и гонениям, а во-вторых, потому что была праздником молодежным, весёлым и зрелищным. Да и по сей день таким остается! Особенно в Ярославле, ведь именно здесь, не будем забывать — главная масленица страны!

17.02.2015 | 605 просмотр