Немецкая история на улицах Ярославля

Коромыслов Александр

Лицей № 86

Иностранцев начали приглашать в Россию задолго до Екатерины Великой, например при  Иване Грозном была организована немецкая слобода,  первоначально она была заселена пленными – в результате Ливонской войны Ивана Грозного – и выходцами из Западной Европы. Позже здесь селились иностранные офицеры, служившие в русской армии, а также медики, купцы и владельцы ремесленных мастерских. В Немецкой слободе часто бывал юный Пётр I.

В Немецкой слободе всё было новым для молодого царя: открытость и простота их жизни, свободное общение между собой. Быт и нравы иноземной слободы давали ему пищу для размышлений, демонстрируя образцы западной культуры, а атмосфера свободного общения духовно его подпитывала, удовлетворяя, прежде всего, потребность в веселье и отдыхе, который был ему столь необходим в напряженной и упорной работе. Но, вместе с тем, именно Немецкая слобода была, по определению С.М.Соловьёва, «ступенью к Петербургу». Также она была первой ступенью для Петра I в освоении западноевропейских ценностей.

В XVIII веке эхо дворцовых переворотов докатилось и до Ярославского края, с 1727 года практически полностью вошедшего в состав Московской губернии. В 1742 году Ярославль был избран местом ссылки опального герцога Бирона, бывшего фаворита императрицы Анны Иоанновны.

Эрнст Иоганн Бирон, герцог Курляндии и Семигалии,  фаворит русской императрицы Анны Иоанновны

 Целое десятилетие дерзкий и жестокий канцлер был правителем огромной империи, вызывая всеобщую ненависть и нажив немало врагов. После смерти августейшей покровительницы настало время платить по счетам. Анна Леопольдовна, мать малолетнего императора Ивана VI, сослала Бирона в Сибирь. При новой государыне Елизавете Петровне, относившейся к Бирону более лояльно, герцога перевели «поближе» в Ярославль, и здесь он прожил почти 20 лет. Первое время он проживал на Волжской набережной, в доме купца Мякушина. 

Ярославль, Волжская набережная, д. 27

Этот дом позже был превращен в острог, а там и вовсе снесен. На его месте было выстроено здание первой полицейской части, позже переданное четырехклассному городскому училищу. Сейчас это дом №27. 12 мая 1760 года в Ярославле возник пожар, во время которого сгорел целый квартал, в том числе дом, в котором жил Бирон. Магистрат выделил для Бирона дом купца Викулина, несмотря на возражения последнего. В настоящее время это ул.Советская д.2 а. В этом доме Бирон прожил до 1762 г., после чего вернулся Петр IIIпозволил ему вернуться в Санкт-Петербург.

Ярославль ул. Советская, д.2а

Но именно при Екатерине Великой переселение иностранцев начало иметь законодательную базу, так в 1762 г. был издан манифест Екатерины о разрешении иностранцам селится на пустых землях в России. Вот как например описывает жизнь немецких и других иностранных граждан в России саксонец Адам Шлейзинг : "Большая часть европейцев в России – немцы, оттого русские всех иностранцев называют немцами и голландцев и англичан и поляков. Немцы в большинстве своем офицеры, другие – медики, купцы, аптекари, цирюльники. Одеваются они как хотят иные по русской моде, другие по французской или ходят в немецком платье. За преступления наказываются без различия от русских, за большое даже кнутом". Но помимо интеллигенции в Россию приезжали на необжитые земли Поволжья также и немецкие крестьяне, у которых не было никаких богатств и в Россию они отправились за лучшей жизнью, так как здесь они могли иметь свое хозяйство и длительное время не платили налоги. Приезжали в Россию также и представители гонимых в Европе религиозных меньшинств, как например меннониты.

В 1762 г. был издан манифест Екатерины II о разрешении иностранцам селиться на пустых землях в России

Особое направление деятельности немцев в Ярославской области было связано с медициной. Здесь немцы проявили себя как отличные фармацевты и медики. К примеру в 1803 г. В Ярославле имелись две каменные аптеки, в одной из них у Прапорщика Дуропа работал немецкий провизор Карл Шмидт. В области здравоохранения немецкие врачи занимали прочную нишу с конца 18 в. Когда практически все известные врачи имели европейское происхождение. Наиболее видным медиком можно считать  Линденбаума, заведующего губернской земской больницей видного хирурга и дерматолога Линденбаум закончил медицинский факультет московского университета, стажировался в Германии. Он был одним из первых хирургов кто проводил операции с помощью антисептиков. За свою службу хирург получил ряд наград и был удостоен звания почетного гражданина.  Также такие хирурги как Виркау и Виллерт, работавшие в терапевтическом отделении получили популярность как талантливые медики.

Кроме врачей немецкая община была известна своими фармацевтами и аптекарями.

Наиболее популярные в Ярославле и Рыбинске аптеки принадлежали Представителям немецкой диаспоры, в частности Шнейдеру,Бредриху и Кестеру.

Аптека

Выходцы из Германии не только были прекрасными врачами, преподавателями и аптекарями, но и внесли свой вклад в развитии фотографии и типографии в Ярославской области. Возникновение самого фотографического дела связано с иностранными фотографами работавшими в России с середины 19 в. Первым фотографом в Ярославле стал немецкий подданный Герман, прибывший в Ярославль в 1860 г. И построил свою фотографическую галерею на углу Духовской улицы и Лесной площади, нынешняя улица Республиканская. Он получил право на постоянное проживание в Ярославской губернии и его галерея пользовалась большим успехом у граждан.

Другим видным фотографом был выходец из Пруссии Шлиппенбах. Он получил навыки фотоискусства в Германии, а затем прибыл в Россию, где с 1870 г. Занимался фотографией. Он открыл собственное дело вблизи Ярославской мануфактуры, он смог завоевать доверие ярославцев и сделанные им фотографии пользовались большой популярностью.

Одним из самых известных в городе фотографов был немец польского происхождения Свейковский, рожден он был в Пруссии и был женат на немке, в начале ХХ века.владел собственной фотографией, которая приносила ему немалый доход.  Также он получил право снимать прибывшего в 1913 г. императора Николая II.

Внесли свою лепту немцы и в развитие печатного дела. Наиболее известным в издательском деле было немецкое семейство Фальк.  Герман Фальк владел собственной типографией и издавал различную литературу. Его сын Эдуард Германович Фальк продолжил дело отца. И основал в  1898 году газету «Северный край»  как ежедневную политическую, общественную газету. Это была первая ярославская негосударственная ежедневная газета. 

Распространялась в Вологодской, Владимирской, Костромской, и Ярославской губерниях, ближних уездах Архангельской и Тверской губерний, а также в Санкт-Петербурге и Москве. Э. Г. Фальк был и редактором. Целями газеты были содействие экономическому и культурному развитию русского Севера, развитие земского и городского самоуправления, народного образования. Издание носило либеральный демократический характер.  

Первые сотрудники «Северного края»

«Северный край» приобрёл определённое общественное влияние, однако его финансовые дела шли плохо. Убытки и тяжёлая болезнь Фалька вынудили его искать газете покупателя, однако он не успел, скончавшись в конце 1902 года.  Позднее газета подвергалась  строгой цензуре и многие сотрудники считались «неблагонадёжными». В 1901 году «Северный край» был изъят из бесплатных народных библиотек. Однако в последующие 4 года газета издавалась, но уже под другими названиями. Сегодня газета «Северный край» распространяется по территории всей Ярославской области по подписке и в розницу. В неделю выходит 5 номеров: вторник — суббота и ее тираж составляет 8000 экземпляров.

В Ярославской губернии в конце XIX –  начале XX  в существовала исторически сложившаяся немецкая диаспора. Под понятием немецкая диаспора подразумевается национальное меньшинство  включающее не только выходцев из Германии но и представителей Австрии, Швеции, Дании, Швейцарии, близкие по языку, религии и ментальности.

Немецкоязычное население можно условно разделить на две категории: принявших Российское подданство иностранцев и людей оставшихся поданными своей страны. Возникновение диаспоры относят к 18 веку, когда начали прибывать первые поданные Германии и Австрии, в основном выходцы из интеллигенции и духовенства, врачи, аптекари, учителя, пасторы.  Кроме самого Ярославля немцы проживали небольшими общинами в других городах.

Одной из наиболее важных сфер жизни для немцев и других иностранцев была церковная жизнь. Большинство приезжих из Австрии и Германии являлись лютеранами, но встречались также и католики и баптисты и меннониты. Лютеране появились в Ярославле еще в конце XVII века. Первые регулярные богослужения начались в середине XVIII века, когда сюда был выслан герцог Бирон, в свите которого оказался немецкий пастор, он же домашний лекарь Гове. Во время пребывания в Ярославле императора Николая I церковный совет подал ему просьбу о пособии на постройку кирхи. Через два года пришел ответ, что по высочайше утвержденному положению проект и смета одобрены и выделены 3428 рублей из государственного казначейства. После того, как проект Панькова был одобрен государем, начался сбор средств. Большую помощь ярославским лютеранам оказал принц Петр Ольденбургский. 

Лютеранская церковь (немецкая кирха) Ярославль ул.Свердлова 32

Евангелическо-лютеранская церковь (кирха) Святых Петра и Павла в Ярославле построена в 1845 - 1849 гг. в стиле классицизм архитектором Петром Яковлевичем Паньковым. Здание вмещало в себя 150 человек. Во время Ярославского восстания здание пострадало, и в 1924 году комиссия, обследовавшая здание, выяснила, что нужен капитальный ремонт, который и был произведен. В 1928 году договор с протестантской общиной был расторгнут, и храм закрыт. В советское время в кирхе располагались различные учреждения. В 1999 году лютеранская община получила здание кирхи в безвозмездное пользование. В кирхе есть орган, проводятся органные концерты.

Как прежде уже говорилось, немцы оказали большое влияние на развитие науки и образования в России, и Ярославль при этом не является исключением. В самом старом Ярославском университете имени Демидова преподавало много немецких профессоров. Сам лицей был основан по типу немецких учебных заведений. Первым его ректором стал Карл Ениш, а проректором В Шмидт. Влияние на лицей оказывала немецкая мысль в лице Гегеля Шеллинга да и сам Демидов испытал сильнейшее влияние немецкой науки, путешествовал по Германии и слушал лекции самых известных ученых.

 Одним из наиболее известных профессоров демидовского университета Иоанн Фридрих Шмидт  читал философию и этику. Сын пастора из Саксонии 25 лет отдал университету и даже завещал ему все свое состояние 10 тысяч рублей. Однако в 20 гг. XIX века начинаются гонения на просвещение и недоверчивое отношение к университетам, созданным по немецкой модели, каким и являлся Демидовский лицей, в нем был введен надзор за преподавателями и обязательное предоставление конспектов лекций в министерство.

Иоанн Фридрих Шмидт

В начале XX века участок Первомайского бульвара, взял в аренду у города немецкий предприниматель А. К. Бутлер. Вскоре это место прославилось своим рестораном и летним синематографом — кинозалом. Заведение это имело вид самый демократичный: на открытой эстраде крепилось полотно (экран), под навесом (на случай дождя) были устроены лавки с деревянной будкой сзади, где располагалась аппаратура. Оно привлекало своей доступностью самую различную публику, чего нельзя было сказать о бульваре в целом.

Немецкая история в Ярославле не ограничивается только дореволюционным периодом, и в годы советской власти и в постсоветский период продолжается сотрудничество между нашими странами.

Литература

1.  История ярославского края / Е.В.Спиридонова, М.В.Александрова, А.А.Голицын и др.; Под общ. ред. В.В.Горошникова. – Рыбинск. Медиамост, 2013. – 140 с.

2.  Сайт «Мой Ярославль» - http://www.moi-jaroslavl.ru

3.  Deutschkreativ/ Методический журнал для учителей немецкого языка // 2012. №2-4



30 октября 2016 | 299 просмотров