Ярославский изразец

Ярославский изразец

«Изразец» - слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» — так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в Древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.

С первой половины XVII века изразцы активно применяются в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Владимире и других городах Русского царства для отделки фасадов (т. н. ширинковые изразцы) и особенно интерьеров монастырских и церковных строений.

Коровницкая слобода – центр изготовления ярославских изразцов.

Если верить плану города 1777 года, который хранится в областном краеведческом музее, здесь было сосредоточено 19 керамических заводов. ЦентромизготовленияизделийизкерамикибылаКоровницкаяслобода, где располагались 18 из них. Заводы, на которых изготавливались изразцы, назывались гончарными. Переход изразцового искусств а в технически оснащенные цеха предприятий керамической промышленности произошел только в 19 столетии.

Плану города 1777 года.

Расцвет местного производства пришелся на конец 18 столетия. Умельцы успешно перенимали опыт и секреты московских и белорусских мастеров. Пышнаянаряднаяоблицовкаплиткамивданныйпериодиспользоваласьвосновномдляотделкихрамов, в чем можно убедиться, глядя на церкви Павла и Петра на Волге.

Церковь Павла и Петра на Волге.

Церковь Павла и Петра на Волге.

В архитектуру Ярославля плотно и надолго вписывается керамический фасадный декор. А ярославские изразцы приобретают свои индивидуальные черты и особое значение для искусства керамики.

В ярославском храмовом зодчестве применяется три вида изразцов: терракотовые рельефные, муравленые рельефные, полихромные рельефные. Они не заменяют друг друга полностью, как это происходит в других регионах. Красные изразцы используются в Ярославле до последней четверти XVII века, уже при широком распространении муравленых и полихромных вариантов, в то время как в других центрах гончарного ремесла ещё в середине XVI века муравленые изразцы практически полностью вытесняют терракотовые. Так же некоторые храмы украшаются уже после постройки, благодаря чему на одной стене могут встречаться изразцы разных времён.

Терракотовые изразцы  церкви Николы Мокрого и Кирилло-Афанасьевского монастыря.

Муравленые и полихромные изразцы на стенах церкви Михаила Архангела.

Первый храм Ярославля, который был украшен изразцами – церковь Рождества Христова. Строительство каменного здания храма начинается ещё в 1635 году на месте старой деревянной церкви по инициативе и при денежном обеспечении купцам и братьями Назарьевыми. Но на грандиозное строительство было недостаточно средств. Поэтому окончено возведение было уже спустя почти 10 лет при содействии сыновей одного из братьев. Фасадный декор выполнен из поливных рельефных изразцов различной формы. Особенностью  изразцовой отделки является храмозданная надпись, увековечившая в керамике имена купцов-заказчиков.

Изразцы на фасаде церкви Рождества Христова.

Особое внимание следует уделить колокольни и церкви Иоанна Златоуста.  Появлением церкви мы обязаны Ивану и Фёдору Неждановским. Храмовый ансамбль из двух зданий (зимней и летней церкви) представляет собой не только памятник русской архитектуры, но и поражает великолепием богатейшей керамической отделки.

Церковь Иоанна Златоуста.

Изразцовый наличник на окне церкви Иоанна Златоуста.

Жемчужины ярославского зодчества – церкви Иоанна Предтечи. Строительство здания проводилось в течение 16 лет за счёт средств и силами жителей Толчковской слободы.

Церквовь Иоанна Предтечи

Борброва Екатерина

 Средняя школа №40



7 марта | 209 просмотров