Храм Святых Апостолов Петра и Павла

  История Ярославля - частица истории России, а она идет рука об руку с православной культурой. Вот и город Ярославль известен своими храмами и церквями. Прогуливаясь по городу можно услышать колокольный звон с вершин или на пару секунд ослепнуть от блеска золотых куполов. Но в список самых посещаемых церквей Ярославля, увы, не входит храм Апостолов Петра и Павла, хотя на самом деле идти до нее несколько минут.

  Каждый ярославец, каждый приезжий хоть раз посещал Арену 2000, а ведь от туда лучше всего виден шпиль храма.

  Церковь Петра и Павла - редчайший памятник "петровского барокко" в Ярославле расположен на бывшей территории Большой мануфактуры купцов Затрапезновых, именуемой ныне Петропавловским парком в честь одноименного храма. Нигде в городе не встретить похожего творения зодчих.
В композиции храма легко улавливаются черты Петропавловского собора в Петербурге.

Хочется немного рассказать о семье купцов Затрапезновых.

  Сам Петр I обратил свое внимание на Семена и его сыновей Максима и Петра. После одной из четырех поездок в Ярославль, царь решил обратить их на службу русской промышлености. В то время  семья Затрапезновых уже имела несколько домов и лавок, где торговали крашениной, коробейными и красильными товарами.

  Создание знаменитой полотняной фирмы Затрапезновых, с которой тесно связано имя Ивана Затрапезнова, относится к 1720 году. Именно Иван был первым, кто основал мануфактуру Затрапезновых. Началось оно при участии знаменитого в то время на Руси мануфактуриста Ивана Тамеса. По указу Петра Великого Тамесу было повелено у полотняной фабрики быть директором и в компанию из купечества призывать к себе, кого хотят добровольно. На приглашение Тамеса отозвались Микляев, Шепелев, Пастухов, Мыльников, а Максим Затрапезный с его четырьмя сыновьями помогали с деньгами и 28 июня 1722 года кладётся начало знаменитой ярославской полотняной мануфактуре.

Мануфактура занималась производством салфеточного белья, скатертей, полотенец, нахтышей, коломенки, тика, дебурета, саржи, канифаса, волнистого полотна, фламских полотен и равендука , а кроме того производила дешевую грубоватую льняную или пеньковую ткань, большей частью с синими полосами — эту ткань, пользующуюся у бедного простого люда большим спросом, в народе прозвали по фамилии купеческой семьи затрапезом , затрапезой, затрапезником — слово, утеряв первоначальный смыл, сохранилось до сих пор.

  Мануфактура пользовалась особенным вниманием российских монархов и других августейших особ, которые, приехав в Ярославль, посещали из местных промышленных предприятий именно её. Так, её осматривали Екатерина II, Александр I, П. Г. Ольденбургский, Николай I, будущий император Александр II. Со времён Екатерины II и до середины XIX века мануфактура поставляла свои изделия к Высочайшему Двору.

 В 1742 году- была возведена и освящена теплая Церковь на первом этаже с главным престолом во имя Семиона Богоприимца и Анны Пророчицы - святые покровители семьи Затрапезновых. В 1744 году был доделан летний храм и освящен Митрополитом Ростовским Арсением. Высота храма со шпилем составляет 57 м. Шпиль храма в течение нескольких столетий был самой высокой точкой Ярославля. Кажется, что он тянется вверх, стараясь достать до неба.

Вокруг в 18 веке были устроены пруды и разбит парк. Всего насчитывалось 5 прудов. Первый пруд назвался «грязным», в нем полоскали и стирали белье, купались. Второй пруд — «чистым», использовался только для «чистых» нужд. Третий и четвертый пруды были центральной частью паркового ансамбля, в них ловили рыбу к «барскому столу». Пятый пруд напрямую примыкал к дому владельца фабрики. Парк, с его большими прудами и высокими деревьями, сохранился до сих пор. Возможно сейчас вода в озерах не такая прозрачная, как раньше, но зато красота всего пейзажа сохранилась.

  В 1871 году здесь была построена богадельня, также работала начальная школа, больница, церковно-приходская попечительская организация. В конце 1920-х годов храм был закрыт. В советские годы в верхней церкви находились кинотеатр и клуб, а во время перестройки – биржа, в нижней – тогда же работало кафе.

  В 35-м году XIX века в нижнем храме появился новый иконостас и два придела: первый – во имя Покрова Богоматери (по правую сторону алтарной части), второй – в честь преподобного Саввы (по левую). А, спустя 45 лет, в теплой церкви были проведены серьезные восстановительные работы на пожертвования (более 16000 рублей) владельцев мануфактуры, которыми являлись Андрей Александрович Карзинкин и Николай Васильевич Игумнов. Церковь преобразилась – храмовые стены обрели роспись «под вид дикого мрамора», иконостас позолочен, установлены новые иконы, серебряная утварь, паникадило, облачения, появились чугунные полы и изразцовые печи.

  Славился храм не только своими прекрасными видами, но и достопримечательностями. Здесь можно было наблюдать резную, из слоновой кости, иконe «Воскресение Христово с праздниками». Предание повествует, что ее подарил Ивану Максимовичу Затрапезнову Петр I. В церкви хранился серебряный, оформленный жемчугом крест с частицей мощей Новгородского чудотворца Антония Римлянина. Колокольня Петропавловского храма, помимо традиционного набора колоколов, была украшена часами (их колокол имел вес 20 пудов).

  В 1939 году церковь Петра и Павла была закрыта, снята глава, уничтожено надгробие И.М.Затрапезнова. В 1997 году Петропавловская церковь была передана РПЦ. К 1999 году, когда архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил на должность настоятеля храма игумена Антония (Бабурина), от былого великолепия затрапезновской церкви практически ничего не осталось.

  Заботой прихожан была восстановлена плита над захоронением Ивана Максимовича Затрапезнова, а в память о прежнем значении церкви в жизни Ярославской Большой мануфактуры летом 2003 года был совершен крестный ход вокруг былой территории мануфактуры – с того времени на праздник первоверховных апостолов Петра и Павла он проводится каждый год.

Сейчас же храм почти отреставрирован. Его голубые стены цвета неба, высокий шпиль с циферблатом, белые узоры вокруг окон или просто обычные украшения сразу привлекают взгляд любого человека, хотя на самом деле ничего необычного в архитектуре не заметно. Даже довольно странно, что простота может быть настолько прекрасна и легка. Как правильно выразился Иоганн Иоахим Винкельман: “Здание может стать и быть прекрасным и без украшений благодаря одним своим пропорциям”.

Кочешкова Ксения

Лицей № 86


19 июня | 12 просмотров