Освещение Ярославля

Освещение Ярославля

Впервые уличное освещение в России появилось в восемнадцатом веке.

До государя Петра Алексеевича отечественные города практически не знали ночного освещения. С сумерками закрывались ворота, запирались двери и опускались ставни. Тем же, кому «выпадало» идти куда-то по делу, приходилось брать с собой нечто вроде карманного фонарика, где огонь мерцал за надежным, толстым стеклом. Подлинным энергетическим пионером стал Петербург. Ярославцы тоже шли в ногу со временем, и полезная новинка вскоре была перенесена и на ярославские улицы. Сложно сказать, когда впервые в Ярославле появились уличные фонари; сведения о них появляются с 1852 года. В те времена в городе по ночам горело 232 фонаря.


Уличный масляный фонарь. Первая половина XIX века.

Однако фонари в Ярославле середины XIX века зажигались не каждую ночь. Они освещали улицы 18 ночей в месяц и 7 месяцев в году. Считалось, что в лунные ночи светить незачем, а летом и так светлое время суток длится достаточно долго.

Двести тридцать два ярославских фонаря работали на конопляном масле и обслуживались десятью фонарщиками. Каждому фонарщику для зажигания фонарей полагалось по половине сальной свечи на ночь – спичек в обиходе еще не было.

Памятник фонарщику. Санкт-Петербург.

Можно предположить, что светили фонари весьма тускло – на один ночник для освещения пожарных конюшен масла полагалось в два раза больше, чем на уличный фонарь. Так что, в отличие от современной иллюминации, фонари середины XIX века были не устройством для освещения, а чем-то вроде маяков – темной зимней ночью видя их свет можно было судить о направлении улицы.

Фонарь на конопляном масле.

В 1855 году в Ярославле появилось 211 спиртовых фонарей, куда более ярких. Хотя спирт разбавляли скипидаром, но тем не менее расходы на освещение сильно возросли, поэтому спиртовые фонари просуществовали на улицах Ярославля всего лишь 12 лет.


В 1867 году фонари перевели на привычный нам керосин. К этому времени число фонарей выросло до 350, и светили они уже 150 ночей в год – почти все безлунные ночи. Увеличилось также число фонарщиков – теперь полагалось иметь отдельного работника городского освещения на каждые 23 фонаря. Однако яркость освещения выросла не намного – расстояние между фонарями на трех центральных улицах составляло около 80 метров, на остальных – 150 — 200 метров.

В 1872 году фонарщикам стали давать спички, а через год ярославские фонари вышли за пределы центра – первые десять фонарей появились за Волгой – в Тверицах.

Конец XIX века в Ярославле можно считать расцветом керосинового освещения – по ночам на ярославских улицах зажигалось 1600 фонарей, из них 375 – в центре и 43 за Волгой. На самых богатых улицах было по 4 фонаря на каждом столбе, а между столбами было всего чуть более 20 метров. Освещались улицы по-прежнему не всегда – самый светлый месяц – июнь – фонари вообще не зажигались, в мае работали только 4 ночи, зато в декабре фонари горели 24 ночи по 14 часов.

Керосиновый фонарь

Однако вся эта роскошь была лебединой песней керосиновых фонарей – 30 декабря 1900 года на Власьевской улице (ныне – улица Свободы) зажглись первые дуговые фонари. Множество народа глазело на непривычно яркий свет, впрочем, весьма недолго. Дело в том, что первая городская электростанция из экономии была оснащена не очень новым оборудованием, и постоянно ломалась. Поэтому городские власти пытались найти другие способы освещения улиц.

В порядке эксперимента на Ильинской (ныне Советской) площади было установлено 15 газовых фонарей. По специальным трубам, проложенным под мостовой, в фонари подавался ацетилен. Из-за сложности такой системы новинка не прижилась, хотя светили газовые фонари ярко и ровно. Будущее было за электричеством.

Фонарщик зажигает газовый фонарь.

Советская власть и ленинский план ГОЭЛРО принесли Ярославлю первую мощную и надежную электростанцию на Ляпинке, однако, как ни странно, в городе не стало светлее. В 1937 году «Северный рабочий» писал, что «фонарей у нас мизерное количество». Действительно, город тогда имел 350 фонарей – это вам не 1600, что горели в начале века. Однако планы поражали – в той же газете отмечалось, что скоро Ярославль будет освещен пятью тысячами фонарей, причем, на улице Свободы, Первомайской, Комсомольской и некоторых других, их будет два ряда. Все это было воплощено в жизнь только после войны.

Ночной Ярославль сегодня.

Ксения Кочешкова

Лицей № 86

11 февраля 2014 | 888 просмотров