Паньков Петр Яковлевич

  Петр Яковлевич Паньков

Ярославский губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков (1770-1843). Архитектор-самоучка. Из ростовских мещан, столяр. Самостоятельно изучал землемерное дело и архитектуру. В 1819 г. по готовым, частично уже осуществленным проектам решением АХ получил звание художника-архитектора. В 1823-1842 гг.- ярославский губернский архитектор. Автор огромного количества зданий, определивших облик Ярославля и других уездных городов губернии вплоть до наших дней.

·  План Ростова

Большую популярность архитектор приобрел после приезда в Ростов императрицы Марии Федоровны. По желанию императрицы Паньков исполнил план города Ростова, за что был пожалован золотой табакеркой (май 1818 г.). В 1818 году архитектору поручили изготовить чертежи, фиксирующие состояние ансамбля Ростовского кремля. На месте ветхих древних памятников предполагалось разместить торговые ряды. Паньковым было изготовлено 7 чертежей (4 наружных, 2 внутренних и общий план), за что он был награжден шестьюстами рублями и был заочно зачислен в «Комитет для построения … ярмарочных помещений», в составе которого должен был осуществлять надзор за строительством.


·  Городской театр

В то же время, стремясь возобновить в Ярославле театральные представления, Паньков на свои деньги разработал проект и выстроил первое постоянное здание городского театра (1820 г.), приобрел декорации и костюмы, набрал труппу. В Ярославле спектакли ставились зимой, а летом труппа уезжала в Рыбинск. Через 10 лет Паньков спроектировал здание и для Рыбинского театра. Работа в качестве театрального антрепренера не помешала Панькову работать над проектом нового губернаторского дома на Волжской набережной (1818-20 гг.) (ныне здание Ярославского художественного музея). Фасад был украшен колоннадой, по обе стороны главного корпуса находились два двухэтажных флигеля, соединенные с домом оградой с вазами и львами (в 60-е годы ХIХ века здание было перестроено). Вниз, к лодочной пристани губернатора шла лестница, оформленная беседкой-гротом с террасой вверху (сохранилась частично).



  Мытный рынок

Новая композиционная ось в дополнение к двум лучевым направлениям улиц, расходившихся от Ильинской площади, получила свое развитие при строительстве Паньковым Мытного рынка(1820—1823), который размещался на месте дворца наместника. В застройке рынка (также имевшего по периметру колоннаду) по центральной оси был оставлен просвет, визуально связывающий ротонду гостиного двора с главной доминантой центральной площади - церковью Ильи Пророка . Эта композиция свидетельствует о широком градостроительном мышлении П.Я. Панькова, свойственном высокому классицизму. К сожалению, в дальнейшем она была утрачена.

Свободная трактовка классического ордера была отличительной чер­той многих русских зодчих, а в данном случае, благодаря художественной интуиции П. Я. Панькова, придала его постройкам своеобразие, индивидуальность.


  Гостиный двор


Самой значительной из сохранившихся построек Панькова является новый гостиный двор. Ансамбль гостиного двора строился пять лет и первоначально состоял из трех зданий: двух боковых корпусов и центральной ротонды. Гостиный двор был построен на месте рыночной площади, появившейся в центре города после сравнивания земляных валов между Власевской и Углеческой башнями. Решение о его строительстве было принято в 

1813 году постановлением Городской думы, в котором говорилось о необходимости возведения лавок для удобства торговли местных и приезжих купцов, связанной с усилением экономического развития города.

Первоначально ансамбль Гостиного двора занимал целый квартал и состоял из двух замкнутых четырёхугольных одноэтажных корпусов с открытыми галереями и круглого центрального павильона с глубоким двухъярусным портиком на главном фасаде. Ротонда пострадала при пожаре в 

1863 году и была отстроена заново.

В 1911 году обветшавший северный корпус был заменён новым зданием, построенным в стиле неоклассицизма. Другой, южный корпус, пострадал во время белогвардейского метяжа 1818 года от артиллерийских обстрелов, поэтому был разобран, а в 1930-е годы на его месте появилось здание государственного банка.

Таким образом, до настоящего времени сохранились ротонда и часть северного крыла.


  Усадьба губернатора

Усадьба губернатора в Ярославле расположена на Волжской набережной. Особняк построен в 1820 г. по проекту ярославского архитектора П.Я.Панькова.
Выходящие на набережную фасады губернаторской резиденции строги и официальны.

Перво­начально усадьба состояла из трехэтажного центрального корпуса с колон­надой и бельведером, двух боковых флигелей, большого сада, выходящего на Ильинскую площадь, и ограды с воротами, украшенными скульптурны­ми львами. Главный корпус имел на дворовом фасаде дугообразный пан­дус, спускающийся в сад.


Напротив дома на откосе Волжской набережной была устроена беседка-грот с террасой и спусками к Волге.

В 1866 году усадьба подверглась кардинальной перестройке и получила декоративное оформление в духе поздней клас­сики с насыщенным измельченным штукатурным декором.

Тогда же были утрачены северный флигель, ворота со львами, переде­лана ограда. Но на боковых фасадах южного флигеля сохранились фрагменты первоначальной архитектуры: высо­кие одиночные замковые камни над гладкими, без наличников, окнами. Беседка-грот уже в наше время получила современную бе­тонную лестницу. С 1970 г. в здании губернаторского дома открыт Ярославский художественный музей.

В качестве губернского архитектора Паньков составлял проекты для всех уездных городов Ярославской губернии. По его проектам строились торговые ряды, пожарные части, казенные учреждения в городах Рыбинске, Романове, Пошехонье, Данилове, Мышкине. Во многих селах губернии (Лютове, Некоузе)по проектам Панькова были построены церкви и колокольни:

·  В 1820-х годах была разобрана примыкающая к Спасо-Преображенскому собору маленькая Входоиерусалимская церковь XVII века. На ее месте в 1827 - 1831 гг. по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова был возведен огромный храм Ярославских Чудотворцев. Эта классическая с огромным полусферическим куполом и портиком из шести колонн церковь закрыла южный фасад собора.


·  Звонница по проекту Панькова была надстроена третьим ярусом в ложноготическом стиле, который сверху увенчала небольшая ротонда в стиле классицизм. Тогда над каждым углом звонницы появилось по два маленьких золоченых шпиля, увенчанных звёздами. Они ярко горят на солнце и сравнивают их иногда то с репейниками, то с ежиками. А кому-то они кажутся детскими "солнышками", раскинувшими в разные стороны свои лучи. В таком виде звонница дошла до наших дней, став одним из основных высотных ориентиров центра Ярославля.


 

Тот же Петр Яковлевич Паньков был автором проекта реконструкции южной стены монастыря. Он решил придать грозным укреплениям "благообразный" вид. Вместо грозных башен и стен появились такие ложноготические конструкции. Эти новые круглые башенки чисто декоративного назначения сохранились до наших дней.

Поставленная в XVII веке на Святых воротах Введенская надвратная церковь с шатровым завершением в XIX веке была сильно перестроена.Она получила примитивную, но более практичную четырехскатную кровлю.

В 1809 году примыкавшая к трапезной церковь Рождества Христова XVI века была переосвещена в Воскресенскую. Тогда же она была перестроена и увенчана купольной кровлей. Церковь служила домовым храмом при архиерейских покоях.


Паньков отличался феноменальной работоспособностью – только по строительству для Духовного ведомства им было выполнено 139 планов и фасадов. В 1842 году Панькова разбил паралич и через год он умер. Место могилы архитектора неизвестно.


Материал подобрала Епанчинцева Арина

19 марта 2014 | 703 просмотра