Храмовый ансамбль в Коровниках

Храмовый ансамбль в Коровниках

На берегу Волги, недалеко от ее впадения в Которосль, расположена Коровницкая слобода. Здесь находится, наверное, красивыйший храмовых ансамблей Ярославля. Он возведен на месте деревянной церкви в древней Коровницкой слободе.

  Храмовый ансамбль в Коровниках – одна из выдающихся достопримечательностей Ярославля, но туристов там мало, несмотря на то, что находится он в пяти минутах езды от центра города. Вероятнее всего, причиной послужило то, храмовый комплекс принадлежат старообрядцам, причем единственный из всех церквей. Кроме того, на данный момент комплекс реставрируют.

 

Он состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы  Божьей Матери, колокольни и невысокой ограды со Святыми воротамиСтроительство его продолжалось несколько десятков лет, и в результате творчества зодчих нескольких поколений получился уникальный и необыкновенно гармоничный ансамбль.

  Строительство первого храма Коровницкого ансамбля началось в 1649 году и продолжалось 5 лет. Это был «летний» храм Иоанна Златоуста, построенный на средства посадских людей Неждановских, Федора и Ивана. Оба они похоронены в южном приделе храма.На первый взгляд эта церковь ничем не отличается от любой другой церкви Ярославля. Но потом становиться видно фантастическую симметрию, а все благодаря шатровым приделам. Хотя, когда строился этот храм, были запрещены такие купола, и зодчий столкнулся с трудностью. Но все же, не смотря на возможные последствия, он закончили храм.

Шатровые приделы церкви Иоанна Златоуста в Ярославле оформлены очень просто и изящно. Группы небольших кокошников смягчают переход от четырехгранного основания к восьмерику и далее к шатру. Очарователен своеобразный рисунок кирпичных наличников верхних окон.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках стала своеобразным образцом

дальнейшего развития ярославского зодчества. Это четырехстопная, кубическая, пятиглавая церковь, окруженная галереями и приделами. Декоративное убранство церкви Иоанна Златоуста в Коровниках одно из самых лучших среди всех ярославских храмов. Храм Иоанна Златоуста был расписан намного позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время знаменщика (мастера-иконописца особо высокой квалификации) Алексея Иванова Соплякова. Церковь вдохновляли строителей других ярославских храмов.

В декоре особенно выделяется изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря. Он был создан примерно через сорок лет после постройки храма. Ярким контрастным пятном выделяется он на фоне кирпичной стены. Многоцветные изразцы с крупным сочным орнаментом. Признанный непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля, он стал его своеобразным символом.

Кроме Иоанна Златоуста, на территории

располагается еще церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Изначально это была зимняя церковь, поэтому здание лишено приделов и состоит из двух этажей. Таким образом, легче согревать здание. По красоте и узорам, церковь уступает сестрице и выглядит немного проще.

В 1680-е гг. была сооружена шатровая колокольня. Она стала центром всего комплекса.  Изначально ее построили отдельно по задумке зодчих, но при этом связала обе церкви воедино.  За свою высоту и стройность в народе прозвали ее «ярославской свечой».  «Ярославская свеча» возвышается над землей на 37 метров и свысока хитро посматривает за людьми рядами ажурных люкарн (слуховых отверстий для улучшения акустики). Некогда на колокольне висели колокола, отлитые на демидовских заводах в Сибири.

  На рубеже XVII – XVIII вв. на одной оси с

колокольней были построены Святые ворота. Они слали еще одним связующим звеном.

  С реки весь ансамбль смотрится грандиозно и величественно, на что и рассчитывали ярославские зодчие, создавшие шедевр даже не российского, а мирового уровня. Его облик начала ХХ века можно увидеть на цветных фотографиях С. М. Прокудина-Горского, который тщательно отснял уникальный ансамбль, по-видимому, понимая культурное значение памятника.

В советское время храмы долгое время стояли закрытыми, использовались под склад, но, к счастью, уцелели. В храме Иоанна Златоуста долгое время находился соляной склад, отчего безвозвратно были утрачены некоторые фрески. На полное восстановление требуется колоссальная сумма. Ее реставрацией занимаются старообрядцы. Стоит пожелать им удачи, ведь ансамбль – культурное наследие нашего любимого города, которое мы должны сохранить при любых обстоятельствах.

Фотографии С. М. Прокудина-Горского:

Кочешкова Ксения 

17 января 2015 | 1290 просмотров